Применение тестирования персонала в российских компаниях
Тестирование персонала применяется в российских компаниях достаточно редко. Согласно опросу портала Superjob менее 20% компаний в России применяют тесты при отборе сотрудников, в то время как соответствующий показатель для компаний США и континентальной Европы превышает 50%, согласно исследованиям SHRM.
Отчасти, такая ситуация является отражением исторической структуры российской и советской экономики. При плановой экономике использование тестов было сильно ограниченно, в первую очередь сильной зарегулированностью рынка труда, а так же его невысокой конкурентностью. Командная структура экономики не имела работающих стимулов, которые бы заставляли предприятия проводить строгий отбор и бороться за качество нанимаемого персонала.
Ситуация сильно изменилась с приходом рыночной экономики, когда бизнес осознал что квалификация и способности сотрудников составляют ключевое преимущество для конкурентного бизнеса. В 90-х годах компании начали постепенно изучать и перенимать опыт зарубежных коллег в отборе и развитии персонала, который включал в себя и тестирование персонала при отборе кандидатов. Процесс был несколько ускорен приходом на российский транснациональных корпораций, которые стали конкурировать на ряду с отечественными компаниями в борьбе за талантливых сотрудников. Такие компании как P&G, McDonalds, Unilever, Henkel, General Motors и многие другие международные гиганты, оказавшиеся на российском рынке в 90-ые, десятилетиями нарабатывали опыт применения профилей должности и тестирования при отборе персонала на вакансии. В России эти компании получили значительное преимущество по сравнению с местным бизнесом, благодаря отлаженным HR процессам и применению современных методов отбора и развития сотрудников – включая использование систем тестирования сотрудников, психологических тестов, тестирования когнитивных способностей кандидатов, личностных и поведенческих тестов.
Вместе с международными компаниями на отечественный рынок так же пришли консультанты и международные вендоры программных решений для оценки и тестирования сотрудников. Такие компании как SHL, Talent Q и Kenexa начали предлагать онлайн системы тестирования для крупного бизнеса в России. Однако, ввиду таких причин как доминирование государства в экономике и отсутствие опыта в конкурентном отборе персонала, внедрение современных методов тестирования работников даже в крупном российском бизнесе затянулось на десятилетия. Ведь по прошествии 10-15 лет со времен перестройки, во главе HR отделов больших предприятий по прежнему стояли специалисты получившие образование и основной опыт в реалиях плановой экономики СССР. Если же говорить о малом бизнесе, то для него использование тестов при отборе персонала остается фактически недоступным, в основном из-за дороговизны решений и недостатка опытных специалистов в сфере тестирования.
Несмотря на медленный старт, с конца 2000-х годов в России наметилась положительная динамика – многие российские частные компании начали широко применять предварительное тестирование при отборе кандидатов и регулярное психологическое тестирование сотрудников для оценки таких факторов как мотивация, лояльность и потенциал развития. В ответ на зреющий спрос, на российском рынке так же начали появляться локальные разработчики решений для тестирования, предлагающие решения адаптированные под российский рынок, включая лабораторию HT, систему ОнТаргет и несколько других, в основном представляющих подразделения более крупных компаний оказывающих консультационные услуги в области HR.
Светлата Иваненко пишет: